FluffyAnn Learn

«Разденем» Золушку?

Речь пойдёт о легендарной анимационной «Золушке» 1950 года и кинематографической версии 2015 года, где над костюмами работала оскароносная художник по костюмам Сэнди Пауэлл.

Платье-оригинал

Бальное платья для «Золушки» 1950 года придумывали опираясь на моду того времени – а точнее, на силуэт new look, который в 1947 году предложил Кристиан Диор.
Так как кутюрье, в свою очередь, творчески переработал бальные платья XVIII и XIX веков, то этот силуэт отлично вписался в сюжет, действие которого происходит в XIX столетии.

Новое платье Золушки

Сэнди Пауэлл начала работать над эскизами за 2 года до начала производства картины.
Сначала она сшила наряд анимационной Золушки, чтобы посмотреть, как он будет смотреться вживую.
Потом начала просматривать модные журналы конца 1940-х годов. Сэнди собиралась сделать некое подобие модных женских костюмов сороковых годов XX века, которые могли бы носить и в XIX веке.
Но от длинных белых перчаток, чёрной бархотки и бриллиантовой диадемы решено было отказаться в силу их «старомодности».

Отделка бабочками.
Сэнди Пауэлл изначально хотела сделать платье без отделки, чтобы показать скромный характер Золушки, но в процессе создания наряда поняла, что так оно смотрится скучновато. И тогда она добавила полупрозрачных бабочек на лифе и рукавах.
По сюжету эти бабочки появляются из волшебной палочки феи как часть её чар, а потом оседают в виде украшения платья.

Бальное платье Золушки состоит из 12 слоёв ткани, разной по составу:

Самый верхний слой изготовлен из натуральной ткани – шелка-креплена. А вот для создания пышных нижних юбок Пауэлл прибегла к помощи новых технологий и использовала разработанную в Японии синтетическую ткань под название юмиссима. Если её подбросить, она может зависать и долго парить в воздухе.

Всего на платье ушло 240 метров ткани и 10,000 кристаллов Swarovski. И таких платьев было ДЕВЯТЬ!

Все они служили разным целям:
Где-то подол был на 10см укорочен, чтобы Золушка не споткнулась убегая по знаменитой лестнице; Где-то были прорезаны отверстия по бокам юбки для такелажа* (там, где Золушку по сюжету нужно было приподнять в воздухе) и т.д.

*такелаж — это специальные изделия, которые помогают фиксировать и крепить разные грузы.

Идею для туфелек Сэнди Пауэлл позаимствовала у пары стеклянных туфель 1950-х годов, которую увидела в одном из музеев.
Но стекло не сверкает и не переливается, так что она связалась со специалистами из Swarovski, которые изготовили для «Золушки» восемь пар туфель из настоящего хрусталя и украсили его своими кристаллами.

Однако ходить или даже стоять в них было физически невозможно. Так что их использовали только для съемок крупным планом. А Лили Джеймс (Золушка) снималась в кожаных туфлях-«дублерах», которым уже на компьютере подрисовали блеск.

Ну, а за платьем Золушки из этого видео вы знаете куда идти

Мех или стекло: из чего на самом деле были сделаны туфельки Золушки?

В сказке Шарля Перро Золушка обута в стеклянные башмачки. Однако в XIX веке это утверждение подвергли серьезным сомнениям. Так, во французском языке слово «стекло» (verre) произносится так же, как название меха особой выделки «vair» (шкурки сшивались, образуя чередование окраса спины и брюшка пушного зверька, обычно белки).

Первым возможную ошибку заметил Оноре де Бальзак:

В XV и XVI веках торговля мехами переживала эпоху своего расцвета. Добывать пушнину было делом трудным: приходилось совершать опасные путешествия в северные страны, поэтому меха очень ценились. Во Франции и в других странах ношение мехов было установленной королевским указом привилегией знати, и это объясняет, почему горностай так часто фигурирует на старинных гербах; некоторые редкостные меха, как, например, vair, который есть не что иное, как королевский соболь, имели право носить только короли, герцоги и занимающие определённые должности вельможи. Различали vair, состоящий из мелких, и vair, состоящий из крупных шкурок; слово это уже лет сто как вышло из употребления и до такой степени забылось всеми, что даже в бесчисленных переизданиях «Сказок» Перро про знаменитую туфельку Золушки, которая первоначально была, по-видимому, из мелкого vair, в настоящее время говорится, что она хрустальная (verre).

В дальнейшем эта версия получила распространение, однако не все были с ней согласны.
Указывалось, что Перро мог создать образ стеклянных туфелек как элемент символизма и волшебства. Например, писатель Клод Метра заявлял:

Стекло выбрано вовсе не случайно. Здесь есть что-то подобное идее светоносной прозрачности, которая является противоположностью грязного лица в начале сказки. В то же время стекло создаётся огнём, это природное вещество, которое полностью преображается благодаря пеплу… и в какой-то мере, это стекло может быть символом того, что человеческое существо может, как сам Бог, создавать мир, который является одновременно миром света и прозрачности. В конце истории Золушка, невеста Пепла, становится невестой Солнца.

Французский писатель Эмиль Дешанель тоже предполагал, что стекло усиливает «чудесность» сказки:
Пойти на бал, обутой в стекло! Именно то, что это невозможно, особенно поражает воображение и кажется волшебным…

Английские фольклористы Иона и Питер Опи рассуждали следующим образом:
Гениальность Перро проявилась в том, что он увидел, насколько более впечатляющими могут быть стеклянные башмачки, которые не могут растягиваться, и можно видеть, насколько точно нога подходит к башмачку.

Кроме того, в шотландской сказке, которая является более древней, чем версия Перро, волшебный чёрный ягнёнок дарит девушке стеклянные туфельки. В ирландских сказках также упоминаются туфельки из стекла.