FluffyAnn Learn

...Это бриллианты!

В статье “Быстрая и медленная мода” мы с вами обсуждали экологичное и этичное изготовление одежды в целом и потогонные производства в частности. А сегодня затронем тему того, что эту одежду прекрасно дополняет бриллианты. Потому что мода, как известно  это не только одежда. Но чтобы провести понятную аналогию начнём с начала и очень издалека. 

Бриллианты — это не что иное, как обработанные алмазы. Поэтому не путайтесь, если в статье будут употребляться оба названия.

ИСТОРИЯ

Алмазы — одни из самых древних минералов, заставшие динозавров и мамонтов, но человечеству они известны не более 4000 лет. 

Одни считают, что камни возникают на поверхности земли в результате контакта магмы и углеводорода. Вторая — более популярная версия — гласит, что алмазы формируются в недрах почвы из атомов углерода под воздействием высокого давления и температур в ультраосновных породах (для желающих углубиться в геологическую терминологию — это вид магматических пород с низким содержанием кремнезема). А после выносятся на поверхность с магмой при вулканических взрывах. Этот процесс образует воронки, или так называемые «кимберлитовые трубки», в которых и ведётся впоследствии добыча алмазов. 

Говорят, эти камни природного происхождения перестали рождаться в недрах Земли около миллиарда лет назад. Но это слишком большие цифры, чтобы их хотя бы представить, не то что ими апеллировать. 

Как бы то ни было, сначала алмазы, действительно, находят на поверхности земли. Первое письменное упоминание о них было обнаружено в Индии 4 тысячи лет назад, где и открыто начальное месторождение. Его оберегали монахи, используя в качестве амулета. 

Считалось, что алмаз обладает магическими свойствами, поэтому им украшали статуи богов и ритуальную атрибутику. Вера в минерал была настолько сильна, что его даже глотали, надеясь на излечение болезней.

Кстати, проглатывали алмазы не только в медицинских целях: намного позже таким образом их воровали. После учащённых краж намеренно был распущен слух, что алмазы ядовиты.

Чтобы сохранить магические свойства, камни не ограняли. Всё, что позволялось с ними делать, — шлифовать. 

Изначально люди обратили внимание на твёрдость алмаза. Римский мыслитель Плиний Старший в своем труде Naturalis Historia описывал применение алмазов в качестве инструментов, отмечая их непревзойдённую прочность. Древние алмазы были настолько редки, что ими обладали не все короли Европы. Правда, до XV века алмазы ценились ниже, чем рубины, изумруды и сапфиры. На алмазы, как на драгоценности, в Средние века мало обращали внимания, так как ювелиры не знали, как их можно огранить. В отличие от бриллиантов, алмаз редко выглядит привлекательным. 

Наверное, многим известно, что бриллианты делаются путём нанесения граней на поверхность алмаза. Это необходимо для того, чтобы придать алмазу максимальный блеск и красоту. 

Как гласит история, первый бриллиант изготовил Луи де Бернел в 1454 году. Искусный мастер сделал его для Карла Смелого (бургундского герцога). Последний был в полном восторге от такой красоты. Сияние камня так поразило его, что он решил украсить бриллиантами свои доспехи. Герцог Бургундский был первой особой, вошедшей в высший свет в бриллиантовых украшениях.  

... Это бриллианты!
Портрет Карла Смелого. Рогир ван дер Вейден

В светском же кругу мода на бриллианты появилась благодаря эксцентричной фаворитке Карла VII — Агнессе Сорель. Молодая девушка, вскружившая голову королю, любила жить на широкую ногу: она носила платья со шлейфом в пять метров, и декольте, обнажающее грудь. Агнесса Сорель первая вышла в свет в бриллиантах, чего ранее были достойны только коронованные особы. 

... Это бриллианты!
Портрет фаворитки короля Карла VII Агнессы Сорель

В 1876 году в Филадельфии миру был представлен новый метод обработки алмазов с применением специального оборудования камнерезной машины. А используемая современными ювелирами в работе шлифовка драгоценных камней начала практиковаться лишь начиная с 1910 года. 

КАК ДОБЫВАЮТ АЛМАЗЫ

Более тысячи лет Индия оставалась единственным источником природных алмазов. В IV веке до нашей эры Александр Македонский, совершая поход в Индию, обнаружил необычные драгоценные камни и привез их в Европу. 

Извлечение алмазов с нуля это невероятно сложное и трудоёмкое дело, которое предполагает несколько стадий. В первую очередь необходимо найти месторождение ценных минералов и выполнить его разработку. Следует понимать, что не любое месторождение может содержать пригодные для извлечения ценные камни. После полного завершения предварительного этапа начинается добыча руды. 

... Это бриллианты!
Крупное алмазное месторождение

Данная операция выполняется с привлечением специального оборудования. После извлечения руда подвергается измельчению. Только так возможно извлечь из неё кимберлитовую породу. Впоследствии кимберлит поставляется на производство, где выполняется его сортировка в соответствии с несколькими параметрами. Такой подход позволяет с точностью определить класс и размер камня. Немаловажное значение имеет пригодность последнего для ювелирного дела либо различных устройств. 

... Это бриллианты!
Добыча кимберлитовой породы

Богатые алмазами месторождения, обнаруженные в Индии и в Индонезии с годами значительно уменьшились. А во второй половине 19 века, ключевым поставщиком алмазов станет Африка. 

Из бывшей британской колонии в Европу хлынул поток камней. Казалось бы, обвал цен на них был неминуем. Чтобы сохранить инвестиции, De Beers, умело манипулируя спросом, создавала и активно поддерживала миф об уникальности алмазов. 

БРИЛЛИАНТОВЫЙ МАРКЕТИНГ

В конце 30-х гг ХХ века мировой рынок переполнился и цены на бриллианты стали падать. Стоит упомянуть, что к тому времени De Beers из кустарного промысла трансформировалась в мирового гиганта, поставщика алмазов по всему миру.

В 1938 году, Гарри Оппенгеймер, сын основателя бренда, привлёк к сотрудничеству агентство N. W. Ayer из Нью-Йорка, с целью дальнейшей популяризации алмазов, определив ему финансирование в $200 000 в год. Маркетологам из Ayer нужно было сделать так, чтобы люди поверили в исключительную редкость камней. 
Для достижения амбициозной цели были привлечены СМИ, модные дизайнеры, кино- и телеиндустрия.

Чуть позже появился знаменитый слоган «A Diamond Is Forever», соединивший уникальность камней с концепцией вечности. Ребята из агентства встраивали этот лозунг в поп-культуру на всех уровнях. Сверкающие бриллианты мелькали в ТВ рекламе, на постерах, в глянце. 

В 1946 году Ayer создали сервис «Персоны из Голливуда». 125 редакций крупнейших газет получали от агентства рассылки с последними новостями о камнях и драгоценностях медийных персон, которыми они блистали на неделе. 

В 1947 году агентство представило буклет «Помолвка светских львиц», из снимков, созданных по заказу Ayer. На экранах ТВ кинодивы замирали в восхищении от подаренных драгоценностей с бриллиантами. Фото звёзд в глянцевых журналах украшали кольца и серьги с крупными камнями. Проводились даже лекции в учебных заведениях, посвящённые драгоценным камням. 

За 40 лет, к 1979 году в Америке объём продаж составил $2,1 млрд! Для сравнения: в 1939 году объёмы продаж в США составляли $23 млн. Рекламный годовой бюджет Ayers тоже увеличился и к 1979 составил $10 млн. 

Усилиями Ayer бриллианты стали символом романтики. Во всём мире получила популярность традиция преподносить кольцо с бриллиантом на помолвку. Маркетологи сумели убедить всех, что размер камня показатель статуса его владельца. 

АЛМАЗЫ, ВЫРАЩЕННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ

Лабораторно-выращенные алмазы начали выращивать в 1956 году. Все эти годы их использовали для технических нужд, например микрочипов и медицинского оборудования.

А с 2010 года рукотворные бриллианты начали завоёвывать ювелирный рынок. Первой компанией, которая начала выращивать и продавать украшения из таких бриллиантов стала Diamond Foundry. А в 2015 году её звёздным инвестором стал Леонардо Ди Каприо, который вложил в компанию 50 миллионов долларов. 

Так чем же выращенные алмазы отличаются от природных? Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе мы пригласили Кристину Аверину, основательницу ювелирного бренда Sparkle компания создаёт ювелирные украшения с лабораторно-выращенными алмазами нового поколения.

«Единственное их отличие — это происхождение. Природный алмаз формируется в мантии Земли около 200 км под высоким давлением и температурой миллионы лет.

Лабораторный — растёт под таким же давлением и температурой, но в условиях лаборатории всего за 2-3 недели! Причём создают их сразу в таких высочайших характеристиках по цвету и чистоте, в каких природные бриллианты встречаются не часто и сразу кратно вырастают в цене.  

Это тот же самый углерод с кристаллической решеткой, что и у обычного бриллианта. У них одинаковые химические, физические и оптические свойства, поэтому природный и выращенные камни невозможно отличить на глаз, это можно сделать только с помощью геммологического оборудования.” — рассказывает Кристина. 

Преимущества таких бриллиантов очевидны. Во-первых, это стоимость, которая до 80% ниже по сравнению с природными алмазами, можно приобрести бриллианты лучших характеристик и большего размера.

Во-вторых, они отвечают тренду разумного потребления и соответствуют принципам Eco-friendly, не истощая ресурсы планеты.

Ну и наконец, это всевозможные оттенки! Природные цветные бриллианты часто облагораживают, то есть улучшают цвет, методом HPHT (hight-pressure, hight-temperature) — а между тем, это один из способов выращивания лабораторных камней. Цена природных цветных бриллиантов может достигать миллионы долларов, а на глаз и по своим свойствам они абсолютно идентичны лабораторным 

А теперь давайте наконец проведём аналогию с потогонными производствами одежды. Мы так истово с ними боремся. У нас даже есть День Модной революции, который отмечается 24 апреля. 

Это глобальная кампания, которая проводится во многих странах. Цель дня — привлечь внимание к истинной стоимости модной индустрии. «День модной революции должен призвать потребителей задуматься над вопросом: «Кем создана ваша одежда?«, — под таким лозунгом в социальных сетях стартовала акция, придуманная британской эко-активисткой Кэрри Сомерс. Девушка, которая считается пионером движения «Справедливая торговля«, предложила сделать 24 апреля особенным днём в память о жертвах рухнувшей в Бангладеше текстильной фабрики. 

Напомним, что 24 апреля 2013 года под завалами комплекса фабрик Rana Plaza в Дакке погибло 1133 человек, 2500 человек получили ранения. 

Но вернёмся к добыче бриллиантов и задумаемся, а может ли хоть одна компания, которая этим занимается гарантировать отсутствие, например, детского труда в алмазодобывающей шахте в Нигерии или Бирме? 

Какая страна, говоря о добыче бриллиантов, первой приходит вам на ум? Наверняка Россия, самая богатая пресной водой страна, и …Африка, о которой мы говорили выше. А теперь задумайтесь ещё на секунду, сколько кубометров пресной воды уходит при добыче и обработке алмазов. Тысячи! Но в каких-нибудь 350 км от этого, сидят дети, которые умирают от жажды. 

И тут же мы видим, что атомы углерода, под очень высоким давлением и, например, в Швейцарии, с привлечением возобновляемых источников энергии, за относительно короткий период времени могут создать абсолютно то же самое, что природа. 

Нам, вероятно, нравится история о том, что камень из нашего кольца лежал на протяжении энного количества тысячелетий на глубине многих километров и все эти тысячелетия он ждал встречи именно с вами. Но камень может жить только в контексте украшений и зависит от мастерства ювелиров. Если только это не редкий огромный аукционный валун, от одной мысли о цене которого люди падают в обморок.

Тут так и хочется процитировать эксперта по роскоши и люксу Давида Мардашева: “Что ты хочешь показать, что у тебя есть вкус или что у тебя есть деньги?